Комплекс отличницы
что делать?
О том, как пятерки портят нам жизнь в будущем, мешают понять себя и доводят до крайних состояний
Принято считать, что учиться на отлично – чудесно. Ребенок тянется к знаниям, с удовольствие учится новому. Но так ли это на самом деле?

Большинство клиентов психотерапевтов – женщины с депрессией, паническими атаками и бессонницей. Всех их объединяют схожие проблемы: неумение прислушиваться к себе, доверять себе, опираться на себя, чувствовать себя живой. И практически все пациентки окончили школу с медалью или имеют красный диплом.

Где связь?

Некоторые девочки с детства проявляют тревогу и эмпатию в очень больших объемах: они жалеют попавшую в паутину бабочку, плюшевого зайчика с оторванным ухом, бездомных щенят, интересуются тем, что бывает после смерти, то есть находятся в постоянном смятении и душевной неуравновешенности. Успокоить таких детей может только присутствие рядом спокойного, сильного и уверенного в себе взрослого человека.

Когда родители нестабильны, мир этих детей (чаще всего это девочки, мальчики устроены немного иначе) дает трещину и распадается на куски. Вот и получается, что от пятерок зависит настроение мамы, а от ее настроения зависит спокойствие самой девочки. Если мама радуется пятёркам - девочка готова их получать.

Такие чувствительны дети как правило обладают высоким интеллектом, поэтому учиться на пятерки для них не составляет труда. Но оценки как таковые лишены для них ценности, они стремятся к пятеркам ради похвалы, которая помогает им снизить внутреннее давление и справиться со стрессом. Мама довольна? Значит, можно жить дальше.

К сожалению, такой подход не позволяет девочкам выработать свою собственную систему ценностей, что постепенно приводит к формированию зависимости от внешних оценок и чужого мнения. Жизнь в страхе расстроить родителей и лишиться их одобрения, не дает возможности посмотреть по сторонам и найти в жизни что-то свое, что действительно понравится, будет вдохновлять и давать силы, что-то в чем хочется развиваться и достигать результатов для себя, а не ради кого-то.

Отдушина необходима каждому человеку, во взрослой жизни «глупые» детские увлечения становятся для нас тихой гаванью, местом силы, способом вернуться к себе и восстановиться.

Но жизнь ради радости родителей и других людей приводит к печальным результатам. Когда такие девочки вырастают и выходят в самостоятельную жизнь, они часто чувствует пустоту глубоко внутри, не слышат себя, не понимают, что им нравится, а что нет, не чувствуют интереса к жизни.

Как помочь девочкам-отличницам?

Сами по себе пятерки не опасны, угроза появляется лишь когда оценки становятся единственным способом заявить о себе и получить отклик от внешнего мира.

  1. Детей необходимо научить управлять своими эмоциями самостоятельно, без участия родителей и близких.
  2. Научить ориентироваться на свою оценку, а на чужую. Самостоятельно контролировать смогла ли добиться того, чего хотела.
  3. Ни в коем случае нельзя нагружать детей своими проблемами, им и так тяжело, ведь в детстве формируется личность и понятия о мире.
  4. Не нужно без надобности обсуждать домашние задания и успеваемость в школе.
  5. Лучше добавить в семейную жизнь спонтанности, дать возможность расслабиться.
  6. Позаботиться, чтобы ребенок получал достаточно физической нагрузки.
  7. Вместе мечтать и фантазировать.
  8. Снизить контроль. От этого станет легче и вам самим.
  9. Поддерживать любые начинания ребенка, даже самые, на ваш взгляд, глупые. Говорите: «попробуй» вместо «да, но…».
  10. Демонстрировать спокойствие на проявление несогласия со стороны вашего ребенка.
  11. Уважать детские вкусы, даже если они разнятся с вашими.
  12. Не запугивать будущим, исключить фразы типа: «подумай о будущем» вообще.
  13. Живить своей жизнью, так вы подадите своему ребенку лучший из возможных примеров.